Coat of arms of the Russian Federation

Lake Chany




Lake Chany
Area: 1400-2000 km2
The greatest depth: 7 m

Lake Chany - a drainless salt lake in Russia, located in the Barabinsk lowland in the Novosibirsk region, the largest lake in Western Siberia. The lake is located on the territory of five districts of the Novosibirsk region: Zdvinsky, Barabinsky, Chanovsky, Kupinsky and Chistoozerny. Its name derives from the word chan (Turkic) - a vessel of large dimensions. Lake Chany is located at an altitude of 106 meters above sea level. The lake has an 91 kilometer in length, 88 kilometers wide. The area of ​​the lake is unstable and is currently estimated to vary from 1400 to 2000 km2. The average depth is about 2 meters. The lake basin is flat. The lake is shallow, the depth to 2 meters is 60% of the total area of ​​the lake. The shores of the lake are rather low and strongly indented, overgrown with reeds, reeds, sedge and shrubs. The bottom is sandy and muddy. The maximum recorded water temperature in summer is 28,3 ° C. Most of the lake is located in the forest-steppe natural zone.

Lake Chany

On the lake near 70 islands, the largest are Amelkina Griva, Shuldikov, Lejan, Bear, Kolpachok, Chinyaikha, Cheryomukhovy, Rare. Cheremushkin, Kobyliy, Perekopny, Bekarev, Kalinova, Chinyaikha, Shipyagin, Krugly, Kolotov, Kamyshny are natural monuments of the region, as they preserve unique landscapes that are a habitat for rare species of plants and animals. Among the largest peninsulas are Zelenchak, Kondakov, Golenki, Vaskin, Cape, Drovnikov, Rodyushkin, Kvashnino, Malinikha, Dark, Tyumen. The islands and peninsulas of the lake have a characteristic feature - most of them are stretched from the south-west to the northeast. Their specific location is explained by the fact that they are semi-submerged manes. The lake is slightly salty, in the southeastern part of the lake the salinity is lower. The lake's food is mostly snow, the lake is fed by the rivers Kargat and Chulym (flows into the Maly Chany). Earlier, the Sarayka River flowed into the lake, connecting it with Lake Sartlan. The average annual total flow of the Chulym and Kargat rivers is not very significant and amounts to 0,44 km3, While the runoff is characterized by great variability. Lake Chany is a unique reservoir of Western Siberia. The maximum value of the total flow was reached in 1948 year - 1,72 km3, The minimum - in 1968 year, when it was 0,013 km3. The inflow of water tends to decrease due to the numerous dams built on the rivers. The lake is connected by channels with the more fresh lakes of Maly Chany and Yarkul. The lake is a system of tufts connected by ducts and shallow areas, of which the largest three are Chinyaikhinsky, Tagano-Kazantsevsky and Yarkovsky, differing in mineralization of water, area, depth, soil, and fodder base. It freezes in the second half of October - the first half of November, is opened in May. There is local shipping on the lake.

Lake Chany
Climate

The climate in the region of Lake Chany is continental. The average temperature in January is -NNUMX ° C, in July - + 19,7 ° C. The frost-free period lasts from 18,3 to 115 days. The average annual precipitation is 120 mm. The height of the snow cover is 380-20,

Lake Chany
Animal and plant life

In Lake Chany, there are 16 species of fish. The most numerous: silver crucian carp, perch, carp, ide, pike perch. The average number is roach, pike, bream. Small species - golden crucian, peled, dace, tench, lake minnow, gudgeon, top. The main place for wintering fish is the Yarkovsky Pole and Lake Yarkul. The most numerous fish in the Yarkovsky range is perch. During the summer period, all the main species of ichthyofauna live in significant numbers in the Chinayikhinsky range, in Tagano-Kazantsevsky mass species are the id, pike-perch, carp, carp, and a little less roach and perch. In shallow water, winter frosts cause a huge damage to the number of fish, especially valuable, commercial species. During periods of low water, a large number of eggs and young fish die, therefore, fish-breeding work is necessary. The lake is regularly re-stocked, it carries out commodity cultivation of fish. The first fish-breeding works in the lake were started in 1926 - 1927 years. Initially, carp, carp, and bream were acclimatized. Later, acclimatization of pike perch, peled, lin, nelma, muxun, Baikal omul was carried out, and in the case of stocking the lake, the headwind was randomly introduced. The first attempts to acclimatize the great successes have not been achieved, there has been no increase in catches. Later, acclimatization of pike perch was successful, and it reached a large number. The bulk of the bream dies in shallow water after the onset of the freeze, so its numbers have not yet reached the fishing level. At present, there is no reliable information about the presence of Baikal omul and nelma in the lake. The failure with omul is due to the fact that the lake for this type of fish is shallow. The acclimatization of pel'i was not successful because of the increased mineralization of water; now commercial production of peled is carried out, when larvae grown in hatcheries are released into the lake and the fish grow to commercial sizes. In addition, a significant part of the larvae of omul, muksun, peljadi and nelma were eaten by perch, roach and ulcer.

In 1976, on the Chulym River, a fish hatchery "Uryumsky" was built, which, among other things, is engaged in the cultivation and stocking of Lake Chany with young carp. Active stocking of young people with a mass of 25 - 80 grams led to the formation of a large self-reproducing carp population in the lake. According to the observations of the Novosibirsk branch of Sibrybniiproekt in 1993, the carp for the number of juveniles appeared ahead of aboriginal fish species - roach, yazya and perch. Economic crisis 1990-ies led to the fact that the scale of stocking the lake nursery significantly decreased.

Lake Chany

Fish stocks are now considerably depleted in comparison with the XIX century. For the first time, the reduction in the catches of pike, carp and perch was recorded as early as the end of the XIX century: "... before they were abundant in fish, there were pikes in it weighing up to pounds, carp and perch from 5 to 7 - 8 f. Now, for unknown reasons, his fish wealth has become scarce and the fish has crumbled. " In the XX century in periods of high water levels catches of fish reached 10 thousand tons per year, in low water it decreased to 200 tons per year. In low water periods, the basis of commercial catches is occupied by low-value fish species. Among the main reasons for reducing catches are the following: Reduction and sharp fluctuations in the water level. Winter frosts. Freezing to the bottom of a large part (up to 25%) of the lake in winter. Reduction of the scale of stocking. Anthropogenic impact. The lake is officially allowed to catch nets when purchasing an appropriate license. The established quota for fishing is 2800 tons per year. Ichthyologists believe that the actual catches significantly exceed official statistics, in addition, poaching has been carried out on a large scale in recent years. Increase in the concentration of phenols, petroleum products, nitrogen compounds and other substances. High mineralization of water in the lake. The largest mineralization of water was recorded in Chinyaikhinsky (6 g / dm3) And Yarkovsky (2,5 g / dm3) Plesah. At the end of the 20th century, a form of silver crucian carp, called Amur crucian, entered the lake. Amurskiy crucian for several years rapidly multiplied, almost replacing from the lake can not withstand the competition of goldfish, and currently ranks first in the catches. Part of the perch population is infected with a gill mite. Opisthorchiasis in the fish of Lake Chana has not yet been noted.

The lake plays an important role for the migration of many species of waterfowl: ducks, gulls, geese, waders, swans, terns, coots, piebald. Of the rare species of birds on the lake, there are dens, Red-breasted goose, Asian bekseed-like spindle, sucker, shilok, stilt, black-headed gull, cedar, steppe turtulace, golden eagle, white-tailed eagle, curly pelican. On the lake there are significant concentrations of waterfowl during periods of migration and molting. During migration and nesting on the lake there are up to 220 bird species, according to other data - up to 300 bird species. In the 1970-ies, according to estimates of ornithologists on the lake for the season, there were up to 1,5 million waterfowl. During the XX century there was a steady decrease in the number of waterfowl due to mass destruction. For example, in 1930 year in the Chanovski lakes system 9 million eggs were collected and even more were destroyed. At the beginning of the XXI century, the main anthropogenic factors reducing the number of birds were the destruction of nests during grazing in the coastal part of the lake, the death of birds in fishing nets.

Lake Chany

From mammals on the lake, the muskrat dwells, in the forest-steppe lands, confined to the lake, there are foxes, hares, roe deer, badger, corsac, columns. The lake is rich in plankton, both zooplankton and phytoplankton. According to the data for 1983 year in the lake, 404 species of algae were found. In the Chinayikhinskoye plume, a high biomass of algae was noted, a strong development of phytoplankton adversely affects the fish population. Species diversity of zoobenthos is small, chironomids predominate, molluscs, caddis flies, kulicides, gammarids, oligochaetes, dragonflies, and pods are also found. On the banks and islands of the lake grow birch, cherry, viburnum, aspen, hawthorn, dog rose, currant, raspberry, fern. In 1940-ies on the northern shore of the lake were planted oak and pine pine. On some islands, for example, on the island of Uzkoredkiy wild peonies grow and blossom.




Р РμР№С,РёРЅРі@Mail.ru РЇРЅРґРμРєСЃ.РњРμС,СЕРёРєР °
Home
Cards
Gallery
English English russian Russian
GTranslate Your license is inactive or expired, please subscribe again!

Герб РФ

Озеро Чаны



Озеро Чаны
Площадь: 1400—2000 км2
Наибольшая глубина: 7 м

Озеро Чаны — бессточное солёное озеро в России, расположенное в Барабинской низменности на территории Новосибирской области, самое крупное озеро в Западной Сибири. Озеро располагается на территории пяти районов Новосибирской области: Здвинского, Барабинского, Чановского, Купинского и Чистоозёрного. Своё название получило от слова чан (тюрк.) — сосуд больших размеров. Озеро Чаны располагается на высоте 106 метров над уровнем моря. Озеро имеет 91 километр в длину, 88 километров в ширину. Площадь озера непостоянна и в настоящее время по различным оценкам составляет от 1400 до 2000 км2. Средняя глубина около 2 метров. Котловина озера плоская. Озеро мелководное, глубины до 2 метров составляют 60 % общей площади озера. Берега озера довольно низкие и сильно изрезанные, поросшие камышом, тростником, осокой и кустарником. Грунт дна песчаный и илистый. Максимальная зарегистрированная температура воды летом — 28,3 °C. Большая часть озера расположена в лесостепной природной зоне.

Озеро Чаны

На озере около 70 островов, наиболее крупными являются Амелькина Грива, Шульдиков, Лежан, Медвежий, Колпачок, Чиняиха, Черёмуховый, Редкий. Острова Черёмушкин, Кобылий, Перекопный, Бекарев, Калинова, Чиняиха, Шипягин, Круглый, Колотов, Камышный являются природными памятниками области, поскольку на них сохранились уникальные ландшафты, являющиеся местообитанием редких видов растений и животных. Среди наиболее крупных полуостровов — Зеленчак, Кондаков, Голенький, Васькин, Мыс, Дровников, Родюшкин, Квашнино, Малиниха, Тёмный, Тюменский. Острова и полуострова озера обладают характерной особенностью — большинство из них вытянуто с юго-запада на северо-восток. Их специфическое расположение объясняется тем, что они представляют собой полузатопленные гривы. Озеро слабосолёное, в юго-восточной части озера солёность ниже. Питание озера в основном снеговое, озеро подпитывается реками Каргат и Чулым (впадает в Малые Чаны). Ранее в озеро впадала река Сарайка, соединявшая его с озером Сартлан. Среднегодовой суммарный сток рек Чулым и Каргат не очень значителен и составляет 0,44 км3, при этом стоки отличаются большой изменчивостью.Озеро Чаны — уникальный водоём Западной Сибири. Максимальное значение суммарного стока было достигнуто в 1948 году — 1,72 км3, минимальное — в 1968 году, когда оно составляло 0,013 км3. Приток воды имеет тенденцию к сокращению из-за многочисленных плотин, построенных на реках.Озеро соединено протоками с более пресными озёрами Малые Чаны и Яркуль. Озеро представляет собой систему плёсов, соединённых протоками и мелководными участками, из которых самых крупных три: Чиняихинский, Тагано-Казанцевский и Ярковский, различающиеся по минерализации воды, площади, глубинам, грунтам, кормовой базе . Замерзает во второй половине октября — первой половине ноября, вскрывается в мае. На озере есть местное судоходство.

Озеро Чаны
Климат

Климат в районе озера Чаны — континентальный. Средняя температура января составляет -19,7 °C, июля — +18,3 °C. Безморозный период длится от 115 до 120 дней. Среднегодовое количество осадков — 380 мм. Высота снежного покрова — 20—30 см.

Озеро Чаны
Животный и растительный мир

В озере Чаны обитают 16 видов рыб. Наиболее многочисленные: серебряный карась, окунь, сазан, язь, судак. Среднюю численность имеют плотва, щука, лещ. Малочисленные виды — золотой карась, пелядь, елец, линь, озёрный гольян, пескарь, верховка. Основное место зимовки рыбы — Ярковский плёс и озеро Яркуль. Наиболее многочисленная рыба в Ярковском плёсе — окунь. В летний период в Чиняихинском плёсе в значительном количестве обитают все основные виды ихтиофауны, в Тагано-Казанцевском плёсе массовыми видами являются язь, судак, сазан, карась, несколько меньше численность плотвы и окуня. В маловодье зимние заморы наносят огромный ущерб численности рыб, особенно ценных, промысловых видов. В периоды маловодья погибает большое количество икринок и молоди, поэтому рыбоводные работы необходимы. Озеро регулярно зарыбляется, в нём проводится товарное выращивание рыбы. Первые рыбоводные работы в озере были начаты в 1926 — 1927 годах. Первоначально были акклиматизированы сазан, карп, лещ. Позднее была проведена акклиматизация судака, пеляди, линя, нельмы, муксуна, байкальского омуля, при зарыблении озера случайно вселена верховка. Первые попытки акклиматизации больших успехов не достигли, повышения уловов отмечено не было. В дальнейшем акклиматизация судака оказалась удачной, и он достиг большой численности. Основная масса леща погибает в маловодье при наступлении заморов, поэтому его численность пока не достигла промыслового уровня. В настоящее время достоверных сведений о наличии в озере байкальского омуля и нельмы нет. Неудача с омулем объясняется тем, что озеро для данного вида рыбы является мелководным. Акклиматизация пеляди не удалась из-за повышенной минерализации воды, в настоящее время осуществляется товарное выращивание пеляди, когда личинки, выращенные в рыбоводных хозяйствах, выпускаются в озеро, и рыбы вырастают до промысловых размеров. Кроме того, значительная часть личинок омуля, муксуна, пеляди и нельмы была выедена окунем, плотвой и язём.

В 1976 году на реке Чулым был построен рыбопитомник «Урюмский», который в том числе занимается выращиванием и зарыблением озера Чаны молодью сазана. Активное зарыбление молодью массой 25 — 80 граммов привело к тому, что в озере сформировалась многочисленная самовоспроизводящаяся популяция сазана. По наблюдениям Новосибирского отделения «Сибрыбниипроект» в 1993 году сазан по количеству появившейся молоди опередил аборигенные виды рыб — плотву, язя и окуня. Экономический кризис 1990-х годов привёл к тому, что масштабы зарыбления озера питомником значительно сократились.

Озеро Чаны

Рыбные запасы в настоящее время по сравнению с XIX веком значительно оскудели. Впервые сокращение уловов щуки, карася и окуня было зафиксировано ещё в конце XIX века: «… прежде изобиловали рыбою, в нем водились щуки до пуда весом, караси и окуни от 5 до 7 — 8 ф. Ныне, по неизвестным причинам, рыбное его богатство оскудело и самая рыба измельчала». В XX веке в периоды высокого уровня воды уловы рыбы достигали 10 тысяч тонн в год, в маловодье снижались до 200 тонн в год. В периоды маловодья основу промысловых уловов занимают малоценные виды рыб. Среди основных причин сокращение уловов называются следующие: Снижение и резкие колебания уровня воды. Зимние заморы. Промерзание до дна значительной части (до 25 %) озера зимой. Сокращение масштабов зарыбления. Антропогенное воздействие. В озере официально разрешена ловля сетями при приобретении соответствующей лицензии. Установленная квота на вылов рыбы составляет 2800 тонн в год. Ихтиологи считают, что фактические уловы значительно превышают официальные статистические данные, кроме того, в последние годы в широких масштабах осуществляется браконьерство. Рост концентрации фенолов, нефтепродуктов, соединений азота и других веществ. Высокая минерализация воды в озере. Наибольшая минерализация воды отмечена в Чиняихинском (6 г/дм3) и Ярковском (2,5 г/дм3) плёсах. В конце XX века в озеро попала форма серебряного карася под названием амурский карась. Амурский карась за несколько лет стремительно размножился, практически вытеснив из озера не выдержавшего с ним конкуренции золотого карася, и в настоящее время занимает первое место в уловах. Часть популяции окуня заражена жаберным клещом. Описторхоз у рыб озера Чаны пока не отмечен.

Озеро играет важную роль для миграции многих видов водоплавающих птиц: уток, чаек, гусей, куликов, лебедей, крачек, лысух, пеганок. Из редких видов птиц на озере отмечены савка, краснозобая казарка, азиатский бекасовидный веретенник, кречетка, шилоклювка, ходулочник, черноголовый хохотун, чеграва, степная тиркушка, беркут, орлан-белохвост, кудрявый пеликан. На озере наблюдаются значительные скопления водоплавающих в периоды миграции и линьки. Во время миграции и гнездования на озере находится до 220 видов птиц, по другим данным — до 300 видов птиц. В 1970-е годы по оценкам орнитологов на озере за сезон бывало до 1,5 миллионов водоплавающих птиц. В течение XX века происходило неуклонное снижение численности водоплавающих птиц из-за массового уничтожения. Например, в 1930 году в системе Чановских озёр было собрано 9 миллионов яиц и ещё большее количество погублено. На начало XXI века основными антропогенными факторами, снижающими численность птиц, были уничтожение гнёзд во время выпаса скота в прибрежной части озёра, гибель птиц в рыболовных сетях.

Озеро Чаны

Из млекопитающих на озере обитает ондатра, в лесостепных угодьях, приуроченных озеру, водятся лисица, зайцы, косуля, барсук, корсак, колонок. Озеро богато планктоном, как зоопланктоном, так и фитопланктоном. По данным на 1983 год в озере обнаружено 404 вида водорослей. В Чиняихинском плёсе отмечена высокая биомасса водорослей, сильное развитие фитопланктона отрицательно сказывается на численности рыбы. Видовое разнообразие зообентоса невелико, преобладают хирономиды, также встречаются моллюски, ручейники, кулициды, гаммариды, олигохеты, стрекозы, подёнки. На берегах и островах озера растут берёза, черёмуха, калина, осина, боярышник, шиповник, смородина, малина, папоротник. В 1940-х годах на северном берегу озера были высажены дуб и лесная сосна. На некоторых островах, например, на острове Узкоредкий растут и цветут дикорастущие пионы.




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
На главную
Карты
Галерея